Существа второго сорта

Голос вместо друга

Чего люди ждут от голосовых помощников, и можно ли их унижать?

Франсис Баррод. «Голос его хозяина» (His Master's Voice). Victor Talking Machine Company
Текст: Андрей Перцев, ИД «КоммерсантЪ», специально для «Новой этики»

Туманный вечер, дом в не самом лучшем районе города — вокруг толпы сомнительных торговцев, в подъезде — тоже какие-то подозрительные личности. Из уличного хаоса полицейский офицер входит в свою уютную, по сравнению с внешним миром, квартиру. Его встречает приветливый женский голос: «Не слышала, как ты вошел! Ты сегодня рано». «Могу еще погулять», — отшучивается офицер. Женщина — жена или подруга — приглашает помыть руки, спрашивает о делах на работе, утешает, что может еще спасти грязную рубашку, хвалится, что нашла новый рецепт и готовится выходить, кажется, с кухни. Вроде бы, обычная будничная сцена. Эти диалоги, однако, взяты из фильма «Бегущий по лезвию 2049», антиутопии, ремейка легендарного «Бегущего по лезвию» из 1980-х. Перед офицером Кеем действительно появляется красивая женщина, но это голограмма из проектора.

Беседы хозяина дома с цифровой девушкой Джой примечательны. Ужин она подает в одежде в стиле американских 50-х годов, после перевоплощается в скромную студентку, которая предлагает почитать Набокова. «Ты же не любишь Набокова», — ухмыляется Кей, та с охотой соглашается: «Я вообще читать не люблю». Джой перевоплощается в диву из 1980-х, которая предлагает Кею потанцевать. В другом фрагменте герой проходит мимо рекламы своей электронной подруги. Гигантская Джой обращается к нему: «Привет, красавчик! Ну и день! Тебе одиноко, я могу помочь!». Слоган у домашней помощницы такой: «Все, что ты хочешь видеть и слышать». Офицер при этом относится к цифровой девушке, как к живому человеку, говорит ей, что она «настоящая». Джой тоже хочет казаться настоящей, но ее можно в любой момент выключить, она может заново начать общение.

Юмор и политика

Наверное, каждый из нас хотя бы раз мечтал, чтобы наши друзья и близкие так подстраивались под наше настроение, забывали бы обиды, а в случае чего, их можно было бы на время выключить. Это касается интернет-френдов тоже — их так просто не выключишь и не перезагрузишь, хотя иногда хочется. А тут удобно: вроде и друг, а вроде, искусственный раб, которого не жалко – можно сорваться на него и обругать, если что — нажал на кнопку, он и замолчал, а на завтра ничего «не помнит».

Таких роботов пока не придумали, но пользователи голосовых помощников, например, Алисы у Яндекса, или Siri у Apple, относятся к ним совсем не так, как, например, к Google-переводчику. С Алисой и Siri люди пытаются болтать (собственно, Алисе нужно так и сказать: «Давай поболтаем»). Многих пользователей привлекают не столько основные функции — в принципе, помощники нужны, в первую очередь, для того, чтобы не набирать на клавиатуре нужное слово для поиска, например, адрес, поставить будильник (это умеет Siri) — а именно интерфейс с человеческим голосом. Помощник иногда дает непредсказуемые ответы, от которых создается впечатление живой беседы, он очеловечивается.

Давайте вспомним, как приняли прошлой осенью Алису пользователи сети. «Знакомлюсь с девушкой, к которой меня не будут ревновать. #Алиса, оказывается, с характером», — с гордостью пишет vit_Ok. До этого он предлагал помощнице послушать лекцию о бренности бытия, но та сообщила, что у нее есть своя лекция, и рассказывать она ее не будет. «Ещё одна женщина, которая не понимает моих шуток. Молодцом», — разводит руками @kmmixalbl4, которому Алиса предложила семечки к пиву. «Теперь я точно не умру от одиночества, спасибо @yandex», — был уверен @den_panov. «Яндекс меня поразил. #Алиса разбирается в шутках», — восхищается SlayerZ113.

Итак, пользователи точно наделяют Алису, по крайней мере, одним человеческим чувством — чувством юмора. Люди оценивают шутки электронной помощницы, и, как правило, хвалят ее. Наделяется Алиса и другими человеческими чертами — она «женщина», у нее есть «характер». Мы с симпатией относимся к тем, кто хорошо шутит, и если нам хочется общаться с кем-то искусственным, но как будто живым, то естественно, что чувство юмора будет одним из основных требований к такому собеседнику.

Каждого человека мы ранжируем — относим его к одной из социальных категорий, определяем для себя степень близости. И здесь пользователи тоже очеловечивают голосовых помощников, подбирая им подходящие и знакомые роли и статусы. «Алиса Яндекса чем-то напоминает тупого консьержа», — пишет после неудачной попытки вызвать такси с помощью Алисы @danakhamitova. Упрямство помощника, который не хочет сходить со своей линии, вызывает ассоциации с «мамой»: «Эта #Алиса чем-то напоминает мою маму». Помощник Apple Siri может быть «подружкой»: «С английской Сири мы подружки, и теперь у нас есть еще одна, русская».

Что мы еще часто обсуждаем с друзьями в интернете? Политику. И с голосовыми помощниками многие тоже говорят именно о политике. После выхода Алисы многие пользователи подбадривали ее призывом «Россия будет свободной». Голосовой помощник менял свои ответы: сначала полагал, что «не будет», но потом стал сообщать, что ему «хотелось бы верить» в свободное будущее страны. Алиса может выступать в роли диванного аналитика, рассказывая, что Владимир Путин «очевидно, никогда» не уйдет с поста президента.

Люди и машины

В общем, при не самых прихотливых требованиях к диалогу голосовой помощник может заменить друга, и вряд ли будет хуже односложноотвечающих интернет-френдов. На сложные вопросы Siri и Алиса отвечают плохо, если беседа длится долго, они могут потерять ее нить. Часть пользователей это не устраивает, но они упорно ищут цифрового товарища, настойчиво придают ему человеческие черты: тупит Siri, так попробуем новую Алису. Алиса дала сбой — подождем новую версию Siri или помощника Google. Вполне вероятно, что уже совсем скоро мы увидим искусственный интеллект, который в качестве голосового помощника уже не будет постоянно ошибаться, станет разнообразно отвечать и учитывать привычки своего хозяина. Это будет своеобразная Джой без голограммы (а может, и с голограммой). И более совершенный помощник неизбежно поставит человека перед морально-этическими вопросами. Алису обидеть можно, хоть та и сообщает, что она «живая женщина», Сири тем более, а как быть с более тонко организованным устройством? Вдруг оно способно помнить обиды, либо отреагирует на них нестандартным образом и смутит пользователя (а тот ведь хочет легкого общения). Современные голосовые помощники могут влиять и на наше общение с друзьями: машина, как бы совершенно она ни была устроена, создание равнодушное, она может всегда говорить то, что приятно хозяину. Эти высказывания могут стать витиеватыми и по-настоящему умными, в духе размышлений пользователя. Но зачем тогда ему несовершенные людишки по ту сторону компьютерного экрана, тем более, что большую их часть он и не видел никогда? Пока мы требуем от голосовых помощников человеческих качеств и сами очеловечиваем их. В будущем, кажется, мы начнем требовать от людей качеств машины.