Приватность как новая роскошь

Попкультурный контекст: от Оруэлла к Цукербергу

Как феномен утраты приватности осмыслялся в литературе, кино и компьютерных играх

Постер к сериалу «Кремниевая долина». 2014 - наст. время. © HBO
Текст: Владимир Ильин

Книга

Обложка первого издания романа Джрджа Орууэлла «1984». Лондон, 1949

University College London

Наверное, самый известный пример постановки проблемы приватности в художественной литературе – роман Джорджа Оруэлла «1984» (первое издание 1949 год). Оруэлл создает образ будущего мира-антиутопии, где у каждого человека дома установлены камера и микрофон, а единственное место, позволяющее спрятаться от наблюдения — это угол, в котором установлена камера. Но даже когда вы там, наблюдатель знает, где вы находитесь. Таким образом, понятие приватного исчезает полностью. Несложно провести и параллели: в наших руках мобильные устройства, на наших столах стоят ноутбуки, да и в принципе, сейчас камер нет разве что у стиральных машин. Пока нет.

Фильм

Кадр из фильма «Социальная сеть», реж. Дэвид Финчер. 2010

© Columbia Pictures

“Социальная сеть” Дэвида Финчера. Нельзя сказать, что этот фильм является серьезным изучением темы разрушения приватности, но может послужить занятной иллюстрацией к теме: в завязке фильма рассказывается история о том, как в 2003 году во время учебы в Гарварде Цукерберг создал сервис Facemash. Функционал был очень простым: пользователям предоставляли возможность ранжировать фотографии девушек по красоте с помощью сравнения. Как он получил доступ к фотографиям? Он взломал каталоги общежитий и нашел там множество фотографий девушек из разных университетов. В общем-то, это вполне реальная история, которую даже вспоминали на недавних слушаниях в Конгрессе США. Дает, так сказать, некоторое представление о том, как глава Facebook относился к приватности еще тогда и как может сейчас.

Сериал

Кадр из сериала «Кремниевая долина». 2014 - наст. время

© HBO

А дополнить представления о том, как Кремниевая долина относится к проблеме приватности, поможет сериал Silicon Valley, интересный прежде всего своей сатирой на современные отношения стартапов-однодневок и многомиллиардных интернет-компаний вроде Google. Пользователи теряют контроль над своими умными холодильниками, герои раз за разом злостно нарушают любые стандарты корпоративной этики. Старые богатые люди продают информацию о своих пользователях, ради того, чтобы заработать еще больше денег, молодые и бедные делают то же, чтобы удержать свой стартап на плаву, но все они рано или поздно уходят ко дну. Балдеж!

Игра

Кадр из игры Orwell: Keeping an Eye On You. 2016

© Osmotic

Именно эту тему эксплуатирует игра Orwell: Keeping an Eye On You. Концепция связана с основными темами романа: тоталитарное общество, повсеместная слежка, отсутствие приватности. Однако игровой мир пугающе похож именно на наш, а не на книжный: слежка за людьми ведется с помощью их мобильных устройств, компьютеров, аккаунтов в соцсетях. Мы играем за правительственного специалиста, обученного по экспериментальной программе для слежки за людьми, буквально за “глаза” Большого Брата. В общем, игра работает именно со сценарием, приближенным к нашим реалиям: мы самостоятельно сливаем в сеть гигабайты частной информации, после чего теряем над ней контроль.