Травля во имя добра

Короли травли

Трагедия Шапокляк, уничтоженная жизнь Федоры, издевательства над одинокой домработницей фрекен Бок. Кого травят в знаменитых детских сказках и мультфильмах

Кадр из мультфильма «Карлсон вернулся», реж. Борис Степанцев. 1970. © Союзмультфильм
Текст: Иван Давыдов

Вы думаете, здесь живет Брик,
Исследователь языка?
На самом деле здесь живет шпик
И следователь из ЧК.

(анонимная эпиграмма 30-х годов ХХ века)

Команданте Че

Кадр из мультфильма «Крокодил Гена», реж. Роман Качанов. 1969

© Союзмультфильм

(Кадр первый: милый Чебурашка крупным планом)

Тебе, наверное, кажется, что это милый зверек, прибывший к нам в пломбированной коробке с апельсинами, чтобы нести радость?

(Кадр второй: пионеры, школьники, крокодилы гонят Шапокляк)

Нет! Это инфернальное существо непонятного происхождения, предугадавшее моду на агитацию среди школьников и сумевшее натравить экзотических животных и детей на одинокую интеллигентную даму.

(Кадр третий: Шапокляк крупным планом)

Образ считывается однозначно: это сама русская культура, Серебряный век, пряча в сумочке крысу, недоеденную в голодных двадцатых, в одиночку пытается противостоять новым хозяевам дискурса и хунвейбинам, которых новые хозяева воспитали.

Кухня, койка, церковь

Кадр из мультфильма «Федорино горе», реж. Наталья Червинская. 1974

© Союзмультфильм

(Кадр первый: ржавый чайник и копченый утюг ведут какую-то беседу на фоне родных просторов)

Полагаешь, что это жертвы — несчастные предметы домашнего обихода, доведенные нерадивой хозяйкой до аварийного состояния?

(Кадр второй: грязная Федора и два ее кота в пустой грязной избе)

На самом деле это мужские шовинистические свиньи, которые путем организации бойкота довели до нищеты сильную и независимую женщину, осмелившуюся бросить вызов принятым в патриархальном обществе моделям поведения.

(Кадр третий: в отмытой избе среди чистой посуды Федора печет пирожки)

Лишенная поддержки героиня не смогла противостоять внешнему давлению и вынуждена была принести собственные представления о культурном досуге в жертву требованиям безнаказанных мастеров травли.

Мелкий тиран

Кадр из мультфильма «Карлсон вернулся», реж. Борис Степанцев. 1970

© Союзмультфильм

(Кадр первый: Малыш грустно смотрит на уходящих из дому родителей)

По-твоему, это несчастный и одинокий мальчик с типичной для нижних слоев среднего класса тяжелой судьбой: у родителей, озабоченных вопросами выживания, не хватает времени на младшего ребенка, старшие дети им тоже не интересуются, мечта о собаке кажется неисполнимой, и только воображаемый друг удерживает подверженного ранним неврозам ребенка от попыток суицида?

(Кадр второй: фрекен Бок сидит в ванной и пытается при помощи душевой лейки позвонить на ТВ)

А ведь это — избалованный домашний изверг, которого и собака не делает добрее. И собака, и выдуманный друг (кстати, вороватый и беспринципный гопник) нужны ему только в качестве компании для организации настоящей охоты на честную домработницу, иными словами, представительницу более низкой социальной страты, в результате которой простая труженица теряет остатки разума.

(Кадр третий: Матильда, собака, фрекен Бок и Малыш смотрят в окно, в которое вылетел Карлсон)

Неустроенная личная жизнь и нападки балованного барчука превращают несчастную женщину в эротоманку, которая героем своих фантазий делает развязного толстяка с неодолимой тягой к обжорству (именно таким ей представляется воображаемый друг мелкого квартирного тирана, сумевшего подавить ее волю и растоптать достоинство).

Вместо резюме

Заметим, все эти отталкивающие персонажи, которые с легкостью уничтожают чужие жизни, легко убеждают и себя, и зрителей, что действуют во имя добра и противостоят несомненному, не вызывающему симпатий злу.

Вспоминай об этом, бросаясь в сетевую атаку на очередного негодяя.