Приключения денег в цифровую эпоху

Зло – манящее и ускользающее

Как человек боролся против коварства денег и проиграл

Миниатюра из «Книги чудес света». Начало XV в. Universal History Archive
Текст: Иван Давыдов

С тех, наверное, пор, как у людей появились деньги, люди любят деньги. И стесняются своей любви. И ненавидят деньги. И видят в них источник всех мыслимых пороков. Из-за денег идут на любые преступления: обман, мошенничество, убийство (здесь в первых рядах наш соотечественник, хоть и вымышленный, убийца-теоретик, недовоплотившийся ницшеанец, студент Родион Раскольников с окровавленным топором). За деньги продают честь, родину и любовь (уж простите, Beatles). Деньги портят тех, у кого их нет, но тех, у кого они есть, деньги портят еще сильнее. «Нет такого преступления, на которое капитал бы не пошел из-за трехсот процентов прибыли», – радостно повторяют бедные, чтобы уязвить богатых, и думают, что повторяют за Марксом, хотя на самом деле это (не вполне точная) цитата из Томаса Джозефа Даннинга. Богатые, впрочем, не думают об источниках цитат, богатые думают про триста процентов прибыли, оттого они и богатые.

А еще в самом существовании денег чудится непостижимая тайна, за которой легко усмотреть обман. Вот корова. Корова дает молоко, если ее не убивать. Если убить – будут шкура и мясо. Из шкуры можно сделать куртку или сапоги, мясо съесть, запив молоком. А вот несколько желтых металлических кружков. Их не съешь, в них не обуешься, но их почему-то можно обменять и на корову, и на молоко, и на мясо. Они почему-то важнее, чем корова и другие понятные, полезные вещи. Из-за них работает пастух, и тот, кто дает работу пастуху, тоже делает это ради них.

Не перечесть просвещенных мыслителей, которые в разные века пытались обратить внимание человечества на эту мошенническую схему. Разоблачали деньги и связанные с деньгами пороки, призывали вернуться в счастливые времена натурального обмена. В надежде, конечно, сочинение опубликовать и получить гонорар – некоторое количество никчемных желтых кружков, которые никак не могут быть равными корове или мысли (это просто не укладывается в голове), но оказываются вещью более желанной, чем любая другая вещь.

Человек ведет бесконечную борьбу за материальность денег. Пытается хоть как-то преодолеть этот разрыв, выкрутиться из обмана. Раковины каури – красивая и редкая вещь; золото – тем более. Однако вот возвращается из далекого Китая (Катая, - сам он выражался так) в Венецию Марко Поло, купец-путешественник, и рассказывает, что там в ходу бумажные деньги. Над ним смеются, конечно, это уж вообще бред: можно как-то смириться с тем, что хлеб или камзол меняют на пригоршню монет, но чтобы на бумагу! Этого просто не может быть. Марко получает презрительную кличку «миллионщик», а его потомки, точно так же, как и его хулители, через несколько столетий мирятся с тем, что хлеб, камзол, страну, любовь и верность приходится менять на разноцветные бумажки.

Бумажки – почти уже и не вещь даже, условно материальный объект, однако именно эти бумажки заставляют мир вертеться. Ради них люди лезут под землю, плывут по морю и снова пишут  (переводя гораздо больше бумаги, чем нужно, чтобы напечатать достаточное для гонорара количество денег) книги, призванные объяснить, как это нелепо: ставить свою жизнь в зависимость от каких-то там цветных бумажек с портретами монархов. Позже портреты некоторых таких писателей попадут на цветные бумажки. Совсем недавно, 19 апреля 2018 года Германия выпустила купюру номиналом в 0 (ноль) евро с портретом Карла Маркса. Во-первых, это красиво, хотя, наверное, немного обидно для человека, мечтавшего о мире, в котором не будет денег. Во-вторых, коллекционеры готовы дорого заплатить за эти бумажки, которые сами о себе честно говорят: «Смотрите, люди, мы ничего не стоим».

Тем более, что они – уже атавизм, их время проходит, деньги выиграли у людей очередной виток войны за собственную нематериальность. Теперь деньги для тех, кто не понимает их тайн – это кусок пластика в специальном отделении кошелька. Цифры на куске пластика ничего не говорят о том, сколько денег у его владельца. Деньги прячутся в специальные наручные часы, в телефон, и прячась, выпячивают свою условность. И коллекционер, купивший купюру в ноль евро с портретом Маркса на интернет-аукционе, просто переводит деньги со счета на счет, не передавая никаких бумажек продавцу.

И едва ли не последняя попытка противостоять превращению денег в нечто совсем уже невидимое, неосмысляемое, нематериальное, последний бой человека против ускользающих денег – это истории с новыми мошенниками, которые на улицах предлагают прохожим купить по дешевке биткоин, красивую металлическую монету с соответствующим символом. Бывает, прохожие поддаются соблазну. По глупости, конечно, но еще и потому, что продолжают верить: то, за что мы покупаем и продаем хлеб, жизнь, а временами даже любовь, должно быть вещью. Осязаемым предметом.

А оно не хочет быть вещью и превращается в строчку кода.

Нам же, наверное, остается с происходящим смириться, медных биткоинов на улице у жуликов не покупать, а главное, помнить слова великого нашего Пушкина, смысл которых не меняется и не портится. Это ведь слова, а не деньги. «Я деньги мало люблю – но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости».