Образование в эпоху цифры

Образование после университетов

Как интернет за несколько лет разрушил систему образования, формировавшуюся столетиями, и что теперь с этим делать

Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда». 1868. Государственный музей истории религии
Текст: Андрей Коняев

Материал подготовлен в рамках проекта «The Earth Is Flat - Kак читать медиа?», реализуемого Гёте-Институтом в Москве и порталом COLTA.RU при поддержке Европейского союза

Когда-то давно, когда человечество еще не строило не только городов, но даже каких-нибудь деревень, носителями знания были люди постарше. Знания тогда были простые и понятные - как развести огонь, что можно есть, что есть нельзя, какое животное в какой сезон лучше добывать. Все эти знания умещались в одной голове и передавались из уст в уста. Если носитель умирал - умирали и знания, поскольку письменность еще не изобрели.

Потом, когда люди научились строить города и воевать, знания стали сложнее. Помимо базовых вещей появились философия, военное дело, искусство, да много чего. Знания стали записывать. Прошло еще немного (по историческим меркам) времени, и возникли университеты - места, где знания хранились, приумножались и передавались всем желающим.

Потом появилась привычная нам система образования. Она устраивала всех - ученики получали знания и бумажки, которые эти знания подтверждали. Работодатели смотрели на то, что написано в бумажках, и брали людей на работу. Написано в дипломе «математик», значит - в столбик точно считать умеет. Наконец сами университеты стали монополистами по выдаче нужных всем бумаг. Хорошие университеты давали хорошие бумаги, университеты похуже - не самые хорошие, а в переходе можно было приобрести диплом, даже если ты никогда, нигде и ничему не учился.

Примерно 10 лет назад система начала разваливаться.

Сначала университет потерял монополию на знание - распространение интернета привело к тому, что у людей появился доступ к данным, которые раньше они просто не могли получить. Статьи, которые были доступны в университетских библиотеках, редкие книги и много чего еще хлынуло на просторы интернета.

Выяснилось, что многие вещи, которым учат в университете, не обязательно учить именно так. Например, иностранные языки. Мобильные телефоны, которые постоянно с нами, позволяют погружаться в языковую среду так, как и не снилось университетским семинарам. Встроенная система ачивок в таком приложении работает на порядок лучше оценок в зачетке.

Еще оказалось, что ходить в университет не обязательно. Дистанционное образование появилось не вчера, но VR и широкополый интернет только сейчас сделали домашние занятия не менее эффективными, чем занятия в классах. Идеальный вариант сейчас - это домашние занятия с минимальным присутствием, когда в классе только проверяют результат.

Кризис привел к тому, что условный образовательный рынок заполонили новые технологии - речь как про технические, так и про идеологические решения. Как это часто бывает в переломные моменты, кажется, что старая система образования не нужна совсем - она репрессивна, жестока, излишне требовательна к ученику. Кажется, что еще немного, и можно будет чему угодно научить играючи.

Однако, оказалось, что математике и физике не получается учить играючи. Я, кстати, подписан сразу на несколько твиттеров английских и американских математических институтов, и там идеи, что учить математике надо на природе, рассказывая об искусстве, о том, как математика вплетена в нашу жизнь, появляются регулярно. И регулярно выясняется, что арифметику таким образом можно объяснить, а вот научить формулировать и доказывать утверждения - уже нет.

В результате сейчас образование в глубоком кризисе. Старая система разрушена, новая еще не создана. Регулярно появляются новости в духе «топовые работодатели перестали смотреть на образование в резюме» или «образование все еще важно». Все по очереди начинают сходить с ума от софт скиллов, а процесс устройства на работу превратился в многоуровневый квест.

Как жить, как учить и как учиться в такой среде, мы не знаем. Но мы попробуем разобраться в нашей теме