Дружим сетями

Q&A

Вопросы и ответы. Все, что вы хотите узнать о проблемах дружбы в социальных сетях

Арнольд Лаховский. «Беседа». Ок. 1935. Sotheby’s

Влияет ли употребление слов друг-друзья в социальных сетях на значение этого слова в бытовом языке?

Редакция «Новой Этики»

В русском языке слово «друг» значит — человек, с которым я хочу быть и хочу говорить, причем говорить не просто, а «по душам». Однако все современные исследователи отмечают эрозию этого значения в сторону «ослабления» и «прагматизации». То есть не «хочу быть и хочу говорить», а «бываю, встречаюсь, разговариваю» (и уже без обязательного «по душам»). В эту парадигму очень хорошо ложится то значение, которое эти слова приобрели как обозначение контактов в социальных сетях. И это, конечно, усиливает описанную выше эрозию.

Насколько важен для дружбы физический контакт людей:

Владимир Дергунов
нейробиолог

Есть два ключевых гормона, которые влияют на качество социального мира человека. Это окситоцин и вазопрессин. Именно они являются медиаторами привязанности и определяют систему чувств, связанную с любовью, преданностью, симпатией. И для выделения этих гормонов, так или иначе, важен непосредственный контакт людей. И если зрительный контакт, вызывающий выброс этих гормонов, отчасти может быть воспроизведен и в онлайн-пространстве, то очень важные (особенно для вазопрессина) тактильные катализаторы выброса гормонов без физического контакта запускаться просто не будут. Впрочем, системное изучение этих гормонов как медиаторов привязанности только началось, и тут возможны самые неожиданные открытия. В частности, недавно американские ученые обнаружили, что вазопресси́н активно выделяется под воздействием алкоголя, если мы его употребляем в компании. То есть состояние, в русской культуре описываемое как пьяное братание, является естественной физиологической реакцией на выброс вазопрессина.

Начальник, будучи «другом» в соцсетях, следит за моей онлайн-активностью и на работе высказывает претензии по поводу моих постов с информацией о частной жизни. Могу ли я его забанить?

Редакция «Новой Этики»

Давно не секрет, что персональные профили в социальных сетях являются объектом пристального наблюдения потенциальных и текущих работодателей. С этической точки зрения такая «слежка» не выглядит нарушением границ вашего приватного пространства: соцсети — поле публичной коммуникации, и только вы ответственны за контент, который решаете показывать тем или иным группам френдов или даже случайных пользователей. И раз уж присутствие начальства в этом пространстве — норма, то лучше иметь босса в качестве «френда»: так проще контролировать его/ее доступ к вашей информации. 

Другое дело, что в сети сложно представить существование единого коммуникативного этикета. И именно поэтому невозможно предугадать, как именно человек, с которым на работе вы связаны отношениями власти и подчинения, будет использовать вашу онлайн-дружбу. В случае описанного выше конфликта нужно действовать, исходя не из свода правил онлайн-общения, а из корпоративной этики. Она, в частности, подразумевает, что личная (пусть и опубличенная в сети) жизнь подчиненного не принимается во внимание при оценке его профессиональных качеств, по крайней мере до тех пор, пока не мешает выполнению рабочих задач. Так что в описанном случае можно попробовать обсудить с начальством, решившим подвергать сомнению ваш профессионализм на основе ведущейся социальной жизни онлайн, существующие нормы корпоративной коммуникации. Правда, скорее всего, этот разговор ничего не даст: человек, так спокойно преступающий границы профессионального и личного, вряд ли будет способен и на дискуссию о корпоративной этике. Так что, если такой эпизод действительно имеет место, проще забанить начальника. И быстренько озаботиться поиском другой работы – на всякий случай.

Ольга Лукинова
руководитель отдела маркетинга и информационной политики ИОН РАНХиГС, создатель telegram-канала “Цифровой этикет”

Если в вашем профиле указано, что вы работаете в какой-то организации, то вы автоматически в публичном пространстве становитесь представителем этой организации. Поэтому вполне объяснимо, что начальник может попросить вас не выкладывать посты, которые могли бы скомпрометировать организацию.

Известно уже много громких скандалов, когда компании расставались со своими сотрудниками после некорректных постов. Аэрофлот уволил стюардессу за циничный комментарий по поводу авиакатастрофы в Индонезии; судья из Улан-Удэ была уволена из-за провокационных фотографий с бутылкой водки за нарушение норм профессиональной этики; экс-директор по связям с общественностью интернет-компании IAC лишилась работы за расистский твит о СПИДе в Африке и (мое любимое!) сотрудники омского завода «Сыры» фотографией купания в чане с молоком привлекли внимание Роспотребнадзора, который приостановил деятельность компании на 40 дней.

Но здесь возникает вопрос: где проходит граница частной жизни. Важно понимать, что все, о чем вы пишете в социальной сети, перестает быть фактом частной жизни и становится публичным высказыванием. Если вас читают коллеги или начальство, то вы попадаете в ситуацию корпоратива: вроде праздник и можно расслабиться, но в то же время нужно помнить, что ты окружен людьми, с которыми тебя связывают деловые отношения.

Даже если ваш начальник не будет комментировать ваши публикации в социальных сетях, ничто ему не помешает составить мнение о вас на основании ваших публикаций. Если вы каждый вечер проводите в барах, а каждое утро пишете о том, как не хотите идти на работу, которая вам надоела, то ваш начальник точно сделает выводы, даже если не прокомментирует.

Решением проблемы для компаний может стать введение корпоративного цифрового кодекса, свода правил, который предлагается каждому сотруднику при устройстве на работу. В нем надо прописать, о чем можно писать на личных страницах, как говорить о рабочих вопросах, какую информацию о компании допустимо раскрывать, а какую нет. Соглашаясь на предложение о работе, сотрудник принимает эти правила цифровой корпоративной этики.

Для сотрудника в приведенном выше случае решением может быть ограничение круга людей, для которых доступны посты. Например, настройками можно сделать так, чтобы ваш начальник не видел ваших публикаций, и при этом не исключать его из списка друзей. Возможно, у начальника будет к вам меньше вопросов, если в своем профиле вы не будете указывать место работы и таким образом ассоциировать себя с этой компанией.