Деконструкция демократии

Попкультурный контекст: поиграем в демократию

Как интернет-сообщества реализуют собственные политические концепты

Граффити Шепарда Фейри на одной из улиц Сан-Франциско. 2008. © Michael Pittman / CC BY-SA 2.0
Текст: Владимир Ильин

Цифровая демократия пока только концепт, и даже в самых развитых странах на ключевых выборах люди голосуют по старинке, опуская бюллетень в избирательную урну. В то же время современные видеоигры и интернет-ивенты имеют большой потенциал для практических исследований принципов работы подобных политических проектов. Ну или, как минимум, порождают множество интересных историй, о которых бы стоило рассказать.

***

EVE Online — фантастическая многопользовательская онлайн-игра исландской студии CCP Games. Главная особенность игры — «живой» рынок (только пользователи являются производителями и потребителями товаров), и проработанная система социального взаимодействия между игроками. Это такое воплощение идеалов либертарианства в космосе. Разработчики сознательно стремятся к минимальному вмешательству в происходящее в игре, выполняя функцию скорее создателей и адаптеров игровых механик, а не модераторов. Основные боевые и дипломатические действия тут происходят между объединениями игроков: корпорациями, альянсами и коалициями. Игровая вселенная поделена на множество звездных систем, часть из которых не защищена от захвата (так называемые «клаймовые нули»)

Игроки могут заниматься разными видами деятельности — от строительства космических кораблей до организации преступных группировок, источником дохода которых оказывается рэкет. При этом сами пользователи имеют возможность усложнять уже существующие механики взаимодействия. Скажем, корпорации, альянсы и коалиции устанавливают дипломатические отношения, могут шпионить друг за другом, враждовать из-за идеологических, экономических или территориальных причин, что приводит к созданию сотен уникальных историй, сравнимых по накалу с «Игрой Престолов».

Это воплощение идеалов либертарианства в космосе

В EVE нет разделения серверов по языкам и странам. Все игроки играют на одном сервере, в результате ключевым механизмом объединения в корпорации и альянсы становится общность языка. В итоге, целые сектора звездной системы могут контролироваться теми, кто говорит на определенном языке, так что корпорации для ведения переговоров вынуждены нанимать переводчиков. Но языковая общность — далеко не единственное основание для объединений. Куда интереснее, что в EVE многие корпорации создаются на основании идеологической общности. Одна из игровых корпораций первых лет игры называлась Taggart Transdimensional Inc. (название отсылает к герою романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»), а ее идеология и законы основывались на идеях либертарианства. С TTI соседствовали Jericho Fraction, пиратское объединение анархо-капиталистов, стремящихся бороться с «империалистами» и «капиталистами» ради свободного космоса. Идеологический конфликт между этими корпорациями положил начало вехе истории EVE Online, который позже стал известен как Венальская война. Подобные истории и стали одними из главных причин популярности игры, причем не только среди геймеров, но и среди серьезных политологов и социологов: по истории EVE написано множество научных работ.

***

Democraciv — проект, выросший из ветки обсуждений на Reddit, в котором фанаты пошаговой стратегии Civilization V решили построить демократию, управляя одним государством в игре. Механика игры Civilization подразумевала, что за одну страну будет играть один игрок, но сообщество смогло построить целое онлайн-правительство на основе системы форумов.

Игроки на форуме проводят выборы, определяют будущее государства

Механически Civilization — это серия стратегий, в которой игрок проводит государство через разные исторические эпохи, выбирая векторы его научного и культурного развития и взаимодействуя с соседями дипломатическими или военными методами. С помощью форума Democraciv государством внутри Civilization управляют сотни человек, разделившихся на три ветви власти (судебную, законодательную и исполнительную), написавших собственную конституцию и совместно формирующих путь развития своего государства. Созданные внутри ветвей власти институты управляют соответствующими «областями» игры (хотя фактически играет один человек), а игроки на форуме проводят выборы, определяют будущее государства, создают собственные СМИ и решают внутригосударственные и международные конфликты в ходе дебатов. Сама игра тут выполняет лишь роль внешней оболочки — все главное происходит за ее пределами.

***

Twitch Plays Pokemon (TPP) — это стрим-ивент 2014 года, в котором пользователи Twitch имели возможность совместно пройти классическую игру Pokemon Red. По описанию может показаться, что это что-то похожее на Democraciv. Но на деле это, скорее, полная ее противоположность. Механика ивента позволяла любому игроку написать в чат стрима игры одну клавишу контроллера, которая тут же срабатывала в самой игре. В чем же тут проблема? Представьте ситуацию, в которой вам необходимо взять со стола стакан с водой, но при этом вашим телом управляют одновременно 40 тысяч людей. Каждый из них одновременно посылает вашему мозгу команду выполнять определенные действия, и вы реализуете их в том порядке, который вам задали извне. Ну вот что-то подобное и представлял из себя Twitch Plays Pokemon.

Интересна эта история прежде всего тем, что каждый зритель, в отличие от Democraciv, имел возможность в реальном времени повлиять на происходящее в игре. Однако, как известно, интернет — это удивительное место с удивительными людьми. Так что приключения персонажа, названного Красный, привели к тому, что игроки придумали собственный сюжет и создали на его почве религиозно-политический конфликт.

Зрители ивента голосованием меняли режим управления

Противостояние возникло в процессе зарождения мифологии. Helix Fossil (окаменевший панцирь большой улиточки) и Dome Fossil (что-то вроде окаменевшего панциря маленькой черепашки) — предметы, с помощью которых можно призвать игровых существ (покемонов) — обрели статус религиозных артефактов. Если первый доставали из инвентаря после успешного выполнения загадок и пройденных сложных битв, то второй ассоциировался со всеми неприятностями, с которыми сталкивались игроки в ходе прохождения игры. У каждой из этих ипостасей появились собственные пророки-покемоны.

В особо тяжелый момент прохождения разработчиком ивента была введена система демократии/анархии, с помощью которой зрители могли голосованием сменить режим управления. Анархия подразумевала обычную структуру игры: действия персонажей напрямую зависят от написанного в чат. Демократия предполагала голосование за следующую нажатую кнопку. Несмотря на то, что демократия позволяла стабильнее пройти игру, зрители тут же объявили её творением Helix Fossil (вероятнее всего потому, что демократия сразу делала прохождение очень скучным и медленным) и проголосовали за возврат к анархии.

Противостояние между последователями демократии и анархии возобновлялось заново каждый раз, когда прохождение заходило в тупик на каком-то сложном месте. Демократы предлагали спокойно пройти его и двигаться дальше. А анархисты говорили, что в сложившимся хаосе и возникающих трудностях и заключается удовольствие от этого ивента. В конце концов демократы были объявлены последователями Dome Fossil.

Так или иначе, прохождение подошло к концу 1 марта 2014 года через 16 дней после начала. За это время в нем поучаствовало более миллиона человек, он вошел в книгу рекордов Гиннеса и занял важное место в истории Twitch.

***

Democracy 3 — с сугубо технической точки зрения довольно прямолинейный симулятор демократии, точнее, внутренней политики государства. Статистика, графики, множество настроек, связанных друг с другом переменных — все это звучит скучно, но на деле игра создает разнообразие историй и предлагает довольно широкий инструментарий для репрезентации собственных политических взглядов. Хотя, конечно, разобраться в нем сразу, с момента запуска, не так уж просто.

Игра — это критика реальных политических систем

Основная идея игры заключается в моделировании дохода, влияния, желаний, связей и стремлений множества виртуальных избирателей, которыми управляет нейронная сеть. Их поведение и реакция меняется в зависимости от действий игрока, а его цель —благополучие граждан и продление времени своего правления.

Описание игры в Steam открыто намекает на то, что она в некотором роде представляет собой критическую реакцию на существующую политическую систему: «У вас когда-нибудь возникало желание стать президентом или премьер-министром? Вы уверены, что сможете лучше управлять страной? Будем откровенны — вы вряд ли сделаете это хуже, чем нынешние политические лидеры».

К сожалению, хуже сделать довольно просто. Понимаешь это где-то под конец второго срока, погрузив свою страну в бандитский хаос и случайно уничтожив несколько социальных групп.

Ну и для любителей конспирологии: симулятор демократии долго не был переведен на русский язык. Потом его перевели, но очень плохо. Предлагаем заняться интерпретацией этого наблюдения самостоятельно.