Жизнь после смерти в цифровую эпоху

На границе новых ритуалов

Уже сегодня сохранить память об умершем можно, сделав его персонажем или даже партнером по видеоигре. Или чат-ботом, например

Генрих Фюссли. «Гамлет, Горацио, Марцелл и призрак отца Гамлета». 1796. The Metropolitan Museum of Art
Текст: Данияр Шакебаев

Ничего страшнее смерти у человека нет. Боль от потери близких - главная человеческая боль. Способы взаимоотношений живых со смертью отстраиваются веками, веками формируются и очень тяжело меняются ритуалы, которыми смерть окружена. Однако эпоха новых технологий и в этой сфере создает новые возможности, которые люди пытаются использовать, чтобы сохранить память об умершем или преодолеть стресс, порожденный утратой. И то, что сегодня представляется экзотикой, завтра может стать основой для нового ритуала.

Отец создает видеоигру о борьбе сына с раком

У годовалого Джоэла - сына Райана и Эми Грин обнаружили редкий вид рака мозга в терминальной стадии — врачи давали ребенку 4 месяца, но он прожил еще 4 года, хотя из-за болезни у мальчика появились задержки в развитии, кроме того, он не мог говорить. Стремясь сохранить память о сыне и рассказать о своем опыте, родители в 2012 году, еще при жизни Джоэла, начали делать компьютерную игру о борьбе ребенка с болезнью. Получился более иммерсивный, чем просто фото- или видеодокумент о реальных событиях и переживаниях — в игре много документальных записей вроде смеха Джоэла, голосов родителей и т.д. Игра дает способ представить, что испытывают родители, переживающие трагедию и и пытающиеся при этом жить обычной жизнью. Игра состоит из 16 эпизодов из жизни, в которых игрок участвует в роли одного из родителей Джоэла. Ему предстоит сложный выбор в тех же ситуациях, которые были у родителей мальчика. Повествование начинается с небольшой интерактивной сцены в больнице, где нужно успокоить рыдающего сына, но все попытки оказываются заведомо неудачными. Джоэл умер в 5 лет, 13 марта 2014 года. Игра под названием That Dragon, Cancer вышла в январе 2016 года и собрала множество наград.

Сын играет с «призраком» своего отца в гонки на приставке


Все началось с того, что пользователь 00WARTHERAPY00 оставил комментарий с личной историей под видео «Можно ли испытать духовное переживание благодаря видеоиграм?» канала PBS на Youtube. Он рассказал, что, когда ему было 4 года, отец купил старую игровую приставку Xbox. Именно на ней они вместе сыграли во множество игр, но когда автору исполнилось 6 лет, отец умер и приставка была заброшена на 10 лет. Он принялся играть в нее снова и заметил, что в одной из игр — гонке Rally Sports Challenge — появился «призрак». Как оказалось, едва заметные контуры другой машины, которая двигалась по этой же трассе — это запись предыдущего лучшего результата на треке, который принадлежал покойному отцу. После множества попыток ему удалось обогнать виртуальный призрак отца, но он решил остановиться у финишной черты, чтобы лучший результат не был перезаписан новым. Через некоторое время другой пользователь Youtube, Джон Викстром, снял короткий видеоролик по этому комментарию.

Подруга создала виртуальный отпечаток своего умершего друга в виде чат-бота

28 ноября 2015 года Романа Мазуренко — интернет-предпринимателя и основателя стартапа Stampsy — сбивает машина на Софийской набережной. Его близкая подруга Евгения Куйда занималась в то время своим американским стартапом — приложением для рекомендации ресторанов. После смерти Романа она начала собирать его старые сообщения, записи в соцсетях и фрагменты переписки, а затем инженеры ее компании создали специального чат-бота, обученного на основе этого массива данных. После этого компания дала возможность поговорить с ботом, который имитирует манеру общения погибшего друга всем желающим. Хотя не всем друзьям и знакомым Мазуренко это воплощение изначально понравилось, Евгения развила эту идею и создала новый стартап Replika, который позволяет каждому создать свою цифровую копию, обучая специального бота при помощи рассказов о себе.

Киностудии используют цифровые копии умерших актеров в съемках новых фильмов

В середине 2017 года на экраны выходит фильм «Изгой-I: Звёздные войны. Истории», в котором появляется цифровая копия умершей в конце 2016 года актрисы Кэрри Фишер, исполнявшей роль принцессы Леи. Дело не ограничилось только Фишер, кроме нее на экране можно увидеть умершего в 1994 году Питера Кушинга в роли гранд-моффа Таркина. И хотя это не первое применение такой техники — в теории и практике она существует еще с 1980-х — но именно сейчас она входит в моду и приобретает индустриальный масштаб. Гибель одного из главных актеров кинофраншизы «Форсаж» Пола Уокера заставила киностудии задуматься над обязательным созданием цифровой копии актеров, снимающихся в больших проектах. Теперь это часто обязательный пункт для подстраховки в контракте между студией и актером, таким образом, внезапная смерть исполнителя — не повод для неисполнения контрактных обязательств. И хотя калифорнийский «Акт о правах знаменитостей» предоставляет право получать посмертные доходы звезд их наследникам, сами актеры хотят дополнительных юридических способов для контролирования того, как их образ будет использоваться после смерти.