Жизнь после смерти в цифровую эпоху

Антропологический контекст: мертвые среди нас

С мертвыми танцуют и пьют водку, их крестят и используют в качестве украшений. Ритуалы, смешивающие мир мертвых и живых

© Rafael Medina / CC BY-NC-ND 2.0
Текст: Андрей Громов

Умирая, человек исчезает из физической реальности. Из нашего повседневного мира. На этом сходятся и все основные религиозные доктрины, и все научно-прагматические представления. Но сознанию самых разных людей трудно смириться с внеположностью смерти.

А потому в реальных практиках самых разных сообществ нет-нет да происходит сбой восприятия реальности, в результате которого полный разрыв мертвых людей с физической реальностью нашего мира как бы отменяется, и появляются практики, в рамках которых мертвецы живут своей жизнью среди нас, а мы можем иметь с ними физический контакт в той или иной форме (разговаривать, танцевать, крестить или даже пить водку).

Мадагаскар: танец с мертвецом

© NH53 / CC BY 2.0 / Flickr.com

Жители Мадагаскара – малагасийцы – по большей части христиане (католики и протестанты), однако это не мешает им верить в то, что между богом и живыми есть посредники – мертвые предки. Согласно их представлениям, люди умирают не сразу и не совсем. Во всяком случае, пока тело человека окончательно не разложилось, он все еще находится в мире живых и продолжает влиять на жизнь потомков. А раз так, то было бы здорово время от времени напоминать мертвым, что родственники их по-прежнему помнят и любят.

Малагасийцы реализуют это буквально: достают тело умершего из семейного склепа и устраивают с ним полноценный праздник, на который созывают всю семью. Называется все это “фамадихана”. Первый раз праздник с мертвецом устраивают примерно через год после смерти (чтобы тело достаточно высохло). А потом по мере необходимости: в идеале раз в 7 лет, но в реальности все зависит от финансовых возможностей – фамадихана дорогое удовольствие.

Важной частью праздника является разговор с мертвым предком, ему подробно рассказывают все важные новости: кто родился и кто умер, как прошли последние президентские выборы, что с погодой и ценами на рынке. Ну а потом начинается веселье. Причем тело участвует в праздновании непосредственно: с ним танцуют (носят над головой, раскачиваясь в такт), разговаривают, пьют за его здоровье, обращаются с просьбами, жалуются на родственников… Кроме того, фамадихана – время «узаконенной сексуальной свободы».

Веселье длится несколько дней, а потом тело торжественно отправляют обратно в склеп, который буквально воспринимается как место жизни предков. Потому склепы на Мадагаскаре находятся часто в лучшем состоянии, чем дома живых людей.

И все это не подпольная традиция, а вполне официальный институт – на Мадагаскаре существует специальный налог на фамадихану, а президентская клятва начинается словами: «Торжественно клянусь перед Богом и перед предками...». Что же до христианских церквей, то протестанты пытаются активно бороться с этой дьявольщиной, тогда как католическая церковь вполне толерантна к местной «культурной особенности».

Россия: Пасха мертвых

© Владимир Лобачев / CC BY-SA 3.0

Пасха – главный христианский праздник. Радостный и торжественный. Главная причина этой радости для верующих – победа Христа над смертью («Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе!»).

Впрочем, в русской народной традиции мысль о том, что никто не мертв во гробе, была воспринята вполне буквально. Ну, или, если быть совсем точным, то христианская идея Пасхи наложилась у славянских народов (далеко не только у русских) на древние языческие поверья о том, что весной мертвецов на несколько месяцев отпускают обратно в мир на побывку. Распространение христианства ничего особенно не изменило в этих языческих представлениях, только теперь народное сознание и традиция приурочили их к Пасхе.

В итоге главной частью пасхальной традиции в русских деревнях стало посещение могил родственников с целью пообщаться, показать себя и детей, выпить водки, закусить. Несмотря на всяческое неодобрение этой практики православной церковью, изменить отношение к Пасхе как к дню общения с мертвецами так и не удалось до ХХ века.

Характерно, что советская власть, которая вполне успешно одолела саму христианскую Пасху, с этим народным культом активных мертвецов тоже особенно ничего сделать не смогла. В 70-х годах ХХ века власти в день Пасхи даже организовывали специальные автобусные маршруты от метро до кладбищ. Так многие советские обыватели и узнавали о том, что настало Светлое Христово Воскресенье.

Собственно, в русских деревнях до сих пор наряжают на Пасху детей в чистые костюмы, льют водку на могилы, кладут закуску (сало, огурцы, картошку). Правда, деревень этих все меньше и меньше. А в городах эта традиция за последние 30 лет сошла на нет.

Мормоны: мертвые души

Крестильный фонтан в Солт-лейкском храме, где с момента постройки в 1912 году проводят крещение мёртвых.

© More Good Foundation / CC BY-NC 2.0

Крещение для мормонов – базовое основание спасения. Исходя из их учения, только крещеные спасутся (за исключением детей до 8 лет и умалишенных – Царствие Небесное им обещано без всякого крещения). Причем под крещением они понимают не любое крещение, а конкретный обряд, проведенный в мормонской церкви мормонским священником.

А что делать тем, кто ничего не слышал о мормонах? Или просто не успел родиться до 1830 года, когда Джозеф Смит издал «Книгу Мормона»? Или почему-либо не смог оценить всю правду этого учения?

К счастью, у мормонов смерть не является неодолимым препятствием для крещения. Они верят в то, что души мертвых, пребывая в «духовном мире», не просто спят там до воскресенья, а вполне деятельны. В частности, они могут принимать или не принимать акт крещения, который за них совершают на земле их живые представители. Причем не обязательно родственники. Любой мормон старше 10 лет может стать принимающим крещение за умершего. Главное, чтобы обряд совершался в правильном месте и правильным образом. Концепцию крещения мертвых выдвинул основатель мормонизма Джозеф Смит, опираясь на туманный стих из «Первого послания коринфянам» апостола Павла: «Еще, что они будут делать, которые крещены для мертвых, если мертвые не воскресают совсем? Почему они крестились для мертвых?» С тех пор мормоны активно крестят умерших людей.

В первую очередь родственников членов общины. Отсюда и тотальный интерес мормонов к генеалогии и родословной: подразделением мормонской церкви является крупнейшая в мире «Библиотека семейной истории» в Солт-Лейк-Сити и связанный с ней портал FamilySearch.

Впрочем, посмертный прозелитизм мормонов давно уже касается не только родственников, друзей и предков. Так, надежду на спасение получили все отцы-основатели США (конституция США по мормонскому учению – документ боговдохновенный), все умершие президенты США, а также Будда Гаутама, Иоанн Павел II, Христофор Колумб, Гитлер, Альберт Эйнштейн, Сталин и Чингисхан. И еще многие тысячи известных и неизвестных людей самых разных национальностей и вероисповеданий.

Главное, чтобы у человека было конкретное имя, а потому охота на мертвые души мормонами ведется через контракты с генеалогическими обществами и прочими организациями, собирающими семейные архивы.

Что же до крещения Гитлера, Сталина, Чингисхана и прочих злодеев, то, согласно учению мормонов, на окончательную судьбу человека, которая решится после «воскресенья», влияет не только его земная жизнь, но и тысячелетнее пребывание в «духовном мире», то есть промежуток времени от смерти и до воскресения во плоти. Мертвые могут принять или не принять крещение, и только истинные злодеи, чья душа даже после смерти не может узреть истину, обречены «внешней тьме».

Помимо крещения души мертвых могут заключать еще и вечные браки. Один из важнейших обрядов – запечатывание, должен обеспечить союз супругов в будущей вечной жизни. И если этот обряд не проводился во время жизни, то его можно провести и с умершим. Правда, для посмертного запечатывания необходимо, чтобы брачующееся были и на земле мужем и женой (развод тут ничему не должен помешать).

Мир технологий: бриллиант из бабушки

© Algordanza AG

По мере распространения кремации сама логика захоронения человека перестала быть банальной. Прах можно развеять, можно закопать частями в разных местах, а можно и не закапывать, а всегда носить с собой. Например, в виде бриллиантов.

Компания Algordanza уже десять лет активно работает на рынке мемориальных алмазов. То есть алмазов, которые по специальной технологии сделаны из праха мертвых людей. Из пепла умершего извлекают углерод, а затем его преобразовывают в графит. Цвет полученного алмаза может быть как белым, так и темно-синим, но выбрать его нельзя – все зависит от количества бора в прахе. Цена начинается от 5 тысяч долларов США.

Впрочем, на этом рынке давно работает не она одна Algordanza. За последние годы десятки компаний начали предлагать услуги по увековечиванию умерших людей в виде алмазов. И клиентов у них становится все больше и больше – это то, что называется «инновационным быстро растущим рынком».

Превратить прах человека в вещь (красивую, ценную и компактную) – это как раз вполне инновационное переосмысление идеи увековечивания. То есть идея памяти тут сталкивается с идеей непосредственного присутствия мертвого человека в жизни живых.

Вещь, оставшаяся от умершего человека – чистая память (потому и ценная). Бриллиант из праха умершего человека – это не просто вещь, оставшаяся от него, а как бы и он сам. Современное сознание легко смешивает эти идеи, потому перспективы у этого бизнеса могут быть вполне радужными.